Записки из карманов

в одном из них спит Ручной Бодхисатва

Previous Entry Поделиться Next Entry
«Не вижу в этом смысла!»
casual
shakty
Одна из разновидностей сопротивления при работе с психологом или каких-то аналогичных процессах – это фраза: «Не вижу смысла это делать!»… На тренингах по раскрытию голоса мы слышим ее почти также как часто, как фразу «У меня нет слуха!» ;)
Причем, человек говорит, как правило, искренне и от всего сердца. И еще недоуменно смотрит на нас – ну, неужели непонятно? Я бы легко мог сделать то, что вы просите, но – это же полная бессмыслица! И он не задается вопросом – почему именно на данном конкретном упражнении (у каждого оно свое), ему вдруг понадобилось сомневаться в наличии смысла. До этого он может выполнить десять еще менее «осмысленных» действий – визжать, хрипеть, мяукать, рычать… Но тут мы попросили его, например, крикнуть. Или - изобразить голосом гнев/радость/нежность. И… человек собирает лоб в гармошку и возмущенно говорит: «Не буду, потому что в это нет смысла !»

Фишка в том, что, если упражнение, действительно, кажется вам бессмысленным, но не вызывает сопротивления, то сделать его легко. Тренер попросил меня хлопнуть в ладоши? Смысла не вижу, но мне это не трудно сделать. Я хлопну. А вот если с хлопками в ладоши у меня связаны какие-то сильные чувства… например, мне никогда не разрешали хлопать в ладоши дома. Говорили, что хлопки – это крайне неприлично! Только плохие дети хлопают, а хорошие лишь вежливо и беззвучно соприкасаются ладонями. Вот тогда при этой простой просьбе, все внутри вас, конечно, взметнется и взбунтуется. Но, поскольку, мы не всегда отдаем себе отчет в истинных причинах этого бунта, или – стыдимся в них признаться (я не хочу хлопать, потому что мне это запрещала мама!), наш ум подкидывает "спасительный" довод - "Нет смысла!"
Эта психологическая защита называется рационализацией ;)

Наша способность сделать какое-то действие – хлопнуть в ладоши, крикнуть, спеть гамму – не ценна сама по себе. Она ценна как возможность выбора. Если вы способны крикнуть во весь голос, это не означает, что вы должны теперь орать на всех подряд, включая того злосчастного пассажира метр, который случайно наступил вам на ногу. Это значит, что вы сможете крикнуть, когда в том будет нужда.

А часто в заданиях, предлагаемых психологом или тренером, есть и другой, вполне конкретный смысл, связанный с достижением ваших целей. Просто он становится очевидным лишь по мере выполнения «бессмысленных» упражнений. Не всем, например, приходит в голову, что упражнения для спины могут как-то повлиять на голос (хотя как раз они редко вызывает протесты!). И дело не в том, что психолог/тренер отказываются объяснять смысл заданий: наоборот, мы всегда стараемся ответить на все вопросы. Просто доказать что-то человеку, который упирается рогом, невозможно. Такой разговор превращается в «мертвую петлю»:
- Если ты сделаешь это, ты почувствуешь такие-то изменения.
- Не верю!
Но, когда врач в поликлинике смотрит рентген и говорит «Батенька, да у вас пневмония! Срочно нужно пить антибиотики!» вы же не говорите «Не верю!» Хотя врачи тоже, бывает ошибаются в диагнозах и методах.
Доверие – важная часть работы с любым специалистом, будь то врач, психолог или коуч. Если мы не доверяем, что наша движение к выздоровлению и решению проблем всегда будет спотыкаться вот о такие «не верю!», «не вижу смысла» и другие камни рационализации.

upd. Речь не о том, что вы всегда должны выполнять указания тренера или психолога. К слову, психолог вообще не имеет права что-то навязывать. Но если ваше нежелание вы объясняете отсутствием смысла - это повод задуматься, а точно ли дело в этом? ;) Или есть более глубинная причина, для которой "бессмысленность" - это всего лишь удобная обертка?

  • 1
ИМХО, это вполне закономерная реакция на задание внезапно сложнее прочих. Не до неподъёмности, но близко к тому.
Я в школе так отказывалась писать черновики - из-за проблем с моторикой писать было тяжело в принципе, а тут ещё черновики эти, их точно нельзя минимизировать, ну блин, зачем два раза одно и то же? Нужен был Великий Смысл, достойный усилий по превозмогательству (гыыыы))). Наладилась моторика - необходимость в конкретно этом смысле отвалилась, патамушта уже не проблема и нивапрос (возможно, кстати, педагоги в этот момент решили, что смысл я поняла, осознала, перевоспиталась, и вообще, могу, когда хочу - вот и почерк, наконец, наладился))). Вопрос о доверии, насколько помню, за этими сложностями не возникал вообще.

А в чём конкретном там затык и превозмогательство (и не закончились ли они случайно лет эдак хренадцать назад - но привычка же, привычка!) - люди чаще знают, или им самим выяснять надо?

  • 1
?

Log in